[Соб.: Мне рассказывали, что детей как-то лечили с хлебом, если у них щетинка была.] [ЖНИ:] Ну я не зна́ю. Я, в о́бщем, не зна́ю. Я то́лько что ба́бушка сказа́ла, что мы ме́ньше вот таки́ми вот дела́ми таки́ми, ни про́руби, ни ба́ни у нас не назнача́ли, а там приду́т – враче́й-то не бы́ло, а зна́харь назна́чит, что назна́чит – всё. Вон, ба́ба
[обращается к ЖНГ], расскажи́ ей, как я заи́кой был. Я вот был заи́кой, меня́ вот э́тот бык забуда́л, всё, я не мог сказа́ть.
[ЖНГ:] Вот э́то уже́ то́ч… э́то на моём вяку́. Ага́. Вот я… я не ве́рю ни в каки́е пове́рья, хотя я вы́лечен зна́харем.
[ЖНГ:] И ён у меня́ пе́рвый был, и не… не ши́бко кого́ там… небольше́нький был, ну и бычо́к ходи́л, како́й-то бык тут.
[ЖНИ:] Они́ на рабо́те бы́ли, а мы под… под наблюде́нием де́душки. Де́душки. А дед ря́дом жил, ага́, а мы ря́дом.
[ЖНГ:] А э́тот раз, Ко́ля, я была́ с Мари́ей, сяде́ли она́ за… пришла́ к Мари́и, к э́той, Евгра́фовой.
[ЖНИ:] Ну.
[ЖНГ:] И се́ли на зава́линку. А вы игра́ли, бе́гали тут. Где́-то вот туда́ пода́льше. Не ко́ло нас, а туда́ вот. Ну э́тый бычо́к на яго́ напа́л, бы… како́й он бычо́к, я уже́ ня по́мню.
[ЖНИ:] Большо́й был, ага́. Ката́л по земле́.
[ЖНГ:] Большо́й бык. И на яго́.
[ЖНИ:] Ката́л по земле́.
[ЖНГ:] И он как напуга́лся, и я соскочи́ла-то вот, побежа́ла.
[ЖНИ:] Да нет, непра́ва, непра́… ты на рабо́те была́, всё. Меня́ вы́рос… дя́дя Ва́ня Заре́мба пришёл. И отобра́л. Вот и всё.
[ЖНГ:] Да нет, вро́де я до́ма была́.
[ЖНИ:] Не бы́ло тебя́ и никого́. Ты на рабо́те была́, всё. Мы под наблюде́нием де́да Мишки бы́ли, ага́. С Та́ней, ага. И хорошо́, что дя́дя Ва́ня Заре́мба очути́лся, на обе́д пришёл. В обе́д.
[ЖНГ:] Ну зна́ю, где́-то вот тут.
[ЖНИ:] И дя́дя Ва́ня отобра́л у быка́ меня́.
[ЖНГ:] И он э́то… зазаика́лся. Сло́во «ба-ба-ба», «ба́ба» хоть доку́ле, ни «дед», ни «ба́ба» – никого́ не сказа́ть, не́сколько раз повтори́ть, пото́м то́лько ска́жет. Ну она́…
[ЖНИ:] «Вот мне скажи́ то́лько сло́во «Зо́я» – вот конфе́тку», – хо́чется конфе́тку, меня́ поста́вят на стул, что́бы как бу́дто: «Скажи́ «Зо-я»«, – и всё. А я: «Зо».
[ЖНГ:] И ника́к.
[ЖНИ:] Пото́м «я»… а бо́льше всё. Заи́ка был страшне́йше не приду́маешь.
[ЖНГ:] Ну я, э́то кто́-то мне и подсказа́л, что воть у Бо́льшей у́лицы бабу́лька живёт, на краю́ туда́ Бо́льшей у́лицы, и, говори́т…
[ЗЛА:] Э́то у́лица Ле́нина.
[ЖНГ:] Вот съе́зди, вот съе́зди как хоть вот э́то, к ней сходи́ там. А я, вон, ве́лик был ужо́ у нас. Я се́ла на ве́лик, и… и яго́ с собо́й. Посади́ла. По… повязла́. Привязла́ к ней. Она́ до́ма была́. А у ей нога́ чё-то перевя́зана была́, боле́ла. Не зна́ю, ина́ така́я ужо́ бы…была́, немолода́я. Мо́жа, лет пятьдеся́т було́, мо́жа, и бо́льше. Не зна́ю я. Я говорю́, прие́хала, я говорю́: «Ба́бонька, вот на меня́ какой у нас слу́чай». Вот, я говорю́, бычо́к, ей рассказа́ла, что побода́л, а тепе́рь как не мо́жет сло́ва сказа́ть ребёнок. Заика́ется. Она́… она́ пра́вда всё приняла́ нас, кого́-то пошла́ в избу́, я на огра́де была́ с ним. Она́ пошла́ в избу́. Кого́ она́ де́лала, то ли шапта́ла кого́, то ли что. Вы́несла мне воды́. Воды́ у буты́лке. Подала́ мне э́ту во́ду и гово́рить: «Вот что, спать бу́дет ложи́ться, сбры́зни яго́, и… и пусть э́той он да́же мо́жеть и…» Ина́ не сказа́ла, что пусть он прогла́тываеть и́ли… но усё-таки наве́рно, по-ви́диму, на́до бы́ло. Ну э́ту буты́лку взяла́. Полячи́ла и… хто яго́ зна́ет: отчаго́? И́ли оно́ само́.
[ЖНИ:] Она́ и сра́зу меня́ там э́то, опры́скала.
[ЖНГ:] Опры́скала.
[ЖНИ:] На ме́сте опры́скала, шепта́ла, шепта́ла…
[ЖНГ говорит одновременно:] То́ ли… то́ ли… э́то уже́ вот на моём вяку́ бы́ло, на моём.
[ЖНИ:] Погла́дила там по голове́, всё, ага́. Всё. И о́чень бы́стро поде́йствовало. Чу́ть ли… чуть ли не наза́ўтра, всё. Переста́ло. Вот и всё.
[ЖНГ говорит одновременно:] Он уже́… Он уже́ сам… По́мнит, сам, сам уже́ по́мнит. Не зна́ю, ско́лько, я не зна́ю, тебе́ да́же годо́у бы́ло.
[ЖНИ:] Ну с Та́ней мы игра́ли в ко́лышки, у нас ко́лышки ко́нчились, ага́.
[Нрзб.] А я пошёл э́то, в друго́й, к де́ду, за ко́лышками, и меня́ бык пойма́л. Из одно́го вот до́му в друго́й.
[ЖНГ:] Поди́, лет пять ли́бо как, так приме́рно.
[ЖНИ:] Да-да-да. Ага́.
[Вы платили знахарке?] [ЖНГ:] А как… ну пото́м ла́дно. Чем плати́ть?
[ЖНИ:] Де́нег у наро́да не́ было.
[ЖНГ:] Плати́ть-то ши́бко не́чем бы́ло. А у меня́ свёкор ры́бу лови́л. Я насыпа́ю ей бидо́н ры́бы, э́то… и на ве́лик.
[ЖНИ:] На сле́дующие дни.
[ЖНГ:] И ду́маю, пое́ду хоть яй ры́бки увязу́. Кого́ яна, бабу́лька, она́ ж, поди́, то́же до… нихто́ не ло́вит, и ей де́да не бы́ло, зна́ю, что… Ну, и увязла́ ей э́той ры́бки. Вот и вся пла́та у мене́ вся была́. Вся была́. Яки́е я…
[ЖНИ:] Вот, ви́дишь, вро́де я не ве́рю ниско́лько всем э́тим вся́кие, что ну меня́ вы́лечили э́ти вот зна́хари.
[ЖНГ одновременно:] Ну вот и я ня ве́рю. А вот ви́дишь, пришло́сь
[нрзб. – 00:52:52,133].
[ЖНИ:] Я был каки́м заи́кой, и до́лго, вы не ду́майте, что э́то было оди́н день я был заи́ка. Э́то там ме́сяц прошёл, и́ли ско́лько.
[Нрзб.] И я всё э́тот заи́ка. Страше́нный. Ага́. И пото́м, вот по́сле э́той ба́бки, мгнове́нно практи́чески. Там день, два, три – и всё.
[ЖНГ:] Я ўсё яе́ вспомина́ла до́лго. И забы́ла уже́, как и зову́т. Агриппи́…
[ЖНИ:] Про́звище како́е-то бы́ло…
[ЖНГ:] Агри… Ага́, про́звище, а зову́т-то Агриппи́на, по-мо́ему, ея́, про́звишше э́то… забы́ла уже́ како́е и було́. И вот и не зна́ю. То́ ли ина́ вы́лечила, то ли́бо… то́ ли само́ отошло́. Мы не…
[Не говорили, что это грех?] [ЖНИ:] А что? Мы не сли́шком э́то… ве́рующие. В тако́м смы́сле, что канони́ческую что це́рков или чё, мы э́то вообще́. Тем бо́лее, мы не бы́ли правосла́вные в таку́ю, мы бы́ли униа́ты, когда́ пришли́ сюда́. Мы постепе́нно сюда́ уже́, так сказа́ть. Э́то, мы отлича́лись, ба́бушка мне расска́зывает, в ло́ктинскую це́рьков прихо́дют всё, стоя́т. А… а…. А на́ших э́то обижа́ло, они́… Стои́т поп и всегда́ поёт. Ба́бушка всегда́ изобража́ла, как э́то, вот так.
[ЖНГ:] С Ти́мой-то…
[ЖНИ:] «Литва́ неве́рная». Нас. Мы бы́ли, вот он сказа́л, вот допу́стим, обраща́ется э́тот поп
[…], дак его́ э́то всё «Литва́ неве́рная». То есть вся, вся толпа́ э́тих на́ших самохо́дов, мы бы́ли
[…] Литва́. Ну а почему́ неве́рная – а потому́ что мы, ну, не чи́сто э́то правосла́вная, так ведь…мы здесь постепе́нно. Часть из нас была́ като́ликов, небольша́я, но като́ликам на́до бы́ло в Иши́м ходи́ть, тот храм. А здесь мы вро́де признава́ли вот э́то, как сказа́ть, о́бщее, униа́тское.
[ЖНГ:] Нас ма́ма отпра́вила с Ти́мой у це́рькву, у Ло́кти. Пяшко́м.
[ЖНИ:] А куда бо́ле.
[ЖНГ:] Я дяўчо́нкой была́ тогда́ не на́до бы́ло, не е́здили, как сейчас\. То на ве́лике, то на чём. Э́то ни ве́ликов, никого́ не бы́ло. Когда́ уже́ тут попоздне́е, в три́дцать седьмо́м году́, урожа́й как… урожа́й хорошо́… Пшани́цу развози́ли на э́то, на маши́нках, на э́то, на полу́торках.
[ЖНИ:] Пе́ред войно́й.
[ЖНГ:] Высыпа́ли
[высыпали]. И вот тут-ко уже́ ве́лик купи́ли Ти́ме, э́то бра́ту моёму. Оте́ц у меня́ у сельпо́ рабо́тал.
[Соб: Это твой уже прадедушка был этим председателем колхоза, вот тогда урожай случился, тридцать восьмой, может, год, тридцать девятый, перед войной.] [ЖНГ:] Во… вот… Где́-то тут. И вот мы ходи́ли у це́рькву.