Характеристики текста
Год2021
СобирателиБЭК, ЗАА, ЮМК
Место сбора данных
Костромская область
Мантуровский район
Хлябишино
Информанты
Данные об инф.
КодБАН
ПолNone
Год рождения1941
Место рождения
Хлябишино
Опросник
Ключевые слова
Богослужение, Весна, Время, Духовные стихи, Зима, Источник, Календарь, Меморат, Молиться, Народное православие, Пасха, Пение, Праздники, Пространство, Путь, Распятие, Рождество, Сборник рукописный, Святыни, Страстная неделя, Страх, Христос, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 16729
16729
[БАН показывает собирателям тетрадь с пасхальными богослужебными текстами.]
[С: Ой, и как написано-то хорошо. Ух ты, и канон тут весь. И сейчас Вы читаете?]
БАН: Да.
[С: Да?]
БАН: Нынче не читала, нынче всё с болезнями.
[С: И тут, тут и тропари все. И стих тут какой-то воскресный у Вас. Это тоже старинный какой-то? Вот тут: «В полночный час из гроба Спаситель наш воскрес…»]
БАН: Да.
[С: «…всем верным жизнь и радость, и свет принёс с небес».]
БАН: Это тоже всё ст...
[С: Старинный стих тоже, да?]
БАН: Угу.
[С: И его тоже пели? В Пасху, да?]
БАН: Я этот не пела. Это вот... Это ещё мамина сестра, которая в Брантовке [Брантовка — железнодорожная станция приблизительно в 20 км. от д. Хлябишино] жила, та из Брантовки привозила.
[С: А Вы знаете мелодию этого стиха?]
БАН: Нет.
[С: А можно сфотографировать?]
БАН: Сфотографируйте. Меня не посадят в тюрьму?
[С: Нет, что Вы!]
С: Уже времена не такие. [… — Собиратели выясняют, не видели ли они БАН в церкви в прошлую субботу.]
[С:Вы не думайте, мы не будем никуда... Нет, и в тюрьму сейчас не сажают, сейчас же всё разрешено. Нам просто для истории и на будущее. На самом деле-то мало ли, мы до чего доживём. Сейчас такие времена… В прошлом году были церкви закрыты, правда же? Были же церкви закрыты из-за коронавируса.]
БАН: Ну да. Да.
[С: Вот. И мало ли, что будет дальше.]
БАН: Да, мало ли что будет дальше, да.
[С: А такой опыт, как вот у Вас здесь, это просто редко где, когда люди знали, как молиться. Кто-то нам говорил, что всю Страстную сами, даже если вот кто ходил в Унжу [Унжа — село в Макарьевском районе, приблизительно в 20 км. от д. Хлябишино] в Пасху, всю Страстную неделю молились в деревне, собирались.]
БАН: Ну да. Раньше — конечно.
[С: Да?]
БАН: Чего, в Унжу, того... Да ведь и далеко.
[С: Далеко и некогда? Это по вечерам, да, собирались? И молились?]
БАН: Ходили пешком до Унжи. Двадцать километров. Ходили пешком уж. Потом стали автоб... а сначала ещё и не было, пешком ходили. Я вот сама ходила.
[С: Тут по берегу, что ли?]
БАН: И мама ходила. Вот, по деревням, по деревням, по деревням.
[С: Не боялись? Тут дубы, говорят, какие-то. Нет? [Речь идет о дубах, на которых, по словам местных жителей, раньше на Иванов день слетались колдуны.]]
БАН: А, раньше не, не б... не, та... не было таких людей, не боялись. Теперь, конечно, всех бойся. А раньше... не боялись.
[С: А вот на Страстной неделе как молились? Какие-то тоже стихи были? Специальные?]
БАН: Нет.
[С: Нет?]
БАН: В Страстную неделю стихов нет.
[С: А на Рождество тоже молились сами?]
БАН: Тоже молились. А мы на Рождество уже мало молились. Ну вот до нас-то, конечно, молились. А мы уж, когда ещё могли дак, в церковь сходим.
[С: А как на Рождество, что пели? И вот на Крещение?]
БАН: Всё это уж я ведь не помню.
[С: А вот стих такой, во Владимирской области его пели раньше, может, Вы знаете. «Христос с учениками выходит из храма…» И что-то он им говорит там.]
БАН: Да...
[С: Знали, да, такой?]
БАН: Я его, конечно, хорошо не знаю, я его не знаю. Мама пела.
[С: Мама пела, да?]
БАН: Да. Иисус с учениками из храма выходит... Вот и... Не, не бо... не знаю. Мама пела, пела. У мамы в… на… где-нибудь, может, и бывал. Не знаю я даже. Мама пела.
[С: А на Поток на какие праздники Вы ходили обычно? [Поток — местная святыня, святой источник.]]
БАН: На Поток больше на… во Владимирскую. Тоже ведь, когда работали, дак тогда некогда было ходить.
[С: Ну летом в основном, а зимой не ходили, да?]
БАН: Зимой — нет. Зимой туда и дороги-то, наверное, нет.
[С: А вот Рождество и Крещение в доме, получается, служили?]
БАН: Да. Сейчас-то ведь дорога-то хорошая на Поток вот стала, а раньше-то во... дороги-то не было, всё была грязь...
[С: Да?]
БАН: А сейчас-то хорошую сделали. В... где грязь б... там вон, и сделано, сейчас — хорошо. В прошлом году, наверное. Да, в прошло... тем, тем летом мы ездили. У меня, меня всё вот, с того дома возил, этот... Женя был, умер. Так мне его жалко. Он мне всё... Всё помогал. Чего б, только дойду: «Жень!»... Я ещё не успею до дома дойти, он бежит уж делать.
[С: Это здешний житель был, да?]
БАН: Да… Умер от вина.
[С: От вина, да?]
БАН: Употреблял. Ну не то, чтобы у... дескать, уж запойный пьяница, не скажешь. Работяга такой был, работяга. Всё-то, всё-то он делал, всё-всё-всё. Решительно. Жил один. Ну конечно, да... вот м... я одна, и он один. Вот мы здесь. Дальше никого нету, ка... как на хуторе живём. Это вот летом. А зимой-то завалит-то всё, и что? Женщине-то, а мужчине-то каково? И вот... Выпивал...
[С: Ой, губит это дело. Это дело губит человека.]
БАН: Второй год вот уж, вот, двадцать третьего декабря.
[С: А про пьянство бывают стихи?]
БАН: Нет.
[С: А о числах какие-нибудь?]
БАН: Как числа?
[С: О числах.]
БАН: Чего числа?
[С: Ну стихи какие. А вот как Господа мучали на кресте? Бывают такие стихи?]
БАН: Да.
[С: Да, правда?]
БАН: Забыла. [Произносит, не поет:]
На горе Голгофе рядом три креста.
Посреди распяли Господа Христа…
Этот стих тоже я... Нет, не знаю. Т... знала, но что-то забыла. В Пасху-то вот мы его поём.
[С: В Пасху вот этот стих?]
БАН: В Пасху, коли Пасху, вот мы ходили по... А всё больше у меня тоже молились. Ко мне приходили. Это мы поём.
[С: А у Вас записан этот стих? Может, вспомнится.]
БАН: Нет. Может, где и есть, но что-то я не… не… сейчас не нашла.