Характеристики текста
Год2021
СобирателиБЭК, ЗАА, ЮМК
Место сбора данных
Костромская область
Мантуровский район
Хлябишино
Информанты
Данные об инф.
КодБАН
ПолNone
Год рождения1941
Место рождения
Хлябишино
Опросник
Ключевые слова
Вера, Веселье, Вода, Время, Гулять, Жертва, Жизнь-смерть, Икона, Источник, Календарь, Меморат, Милостыня, Молиться, Народное православие, Нищий, Пирог, Пища, Праздники, Предания, Престольный праздник, Пространство, Святыни, Стол, Тихон св., Тот свет, Угощение, Устная история, Церковь, Юрьев день, Ягненок
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 16717
16717
[С: А вот Егорьев день тоже у вас праздновали, да?]
БАН: Нет, Егорьев день у нас не праздновали. Егорьев день — там, в Шулёве [Шулёво — деревня в Мантуровском районе, приблизительно в 15 км. от д. Хлябишино]. У нас празднуют Тихонов день, Казанская у нас...
[С: Здесь, в Хлябишино?]
БАН: Вот это наши, да, праздники.
[С: А Вы здесь и родились, да, в Хлябишино?]
БАН: Я здесь и родилась.
[С: И сюда же замуж?]
БАН: Да.
[С: Понятно. Да. У Вас Казанская и...]
БАН: Тихонов день, двадцать девятого июня, и Казанская, двадцать первого июля.
[С: А как праздновали, чего делали?]
БАН: Праздновали, особенно Казанская, у нас гуляли, со всех деревень сх... с... сходилась молодёжь. Со всех деревень, вот, вокруг. И гуляли, ходили в... по... Вдоль деревни, плясали. Ой, весело было, так плясали. Гармошки были.
[С: Пироги пекли, угощали?]
БАН: Пироги пекли, обязательно. Обязательно, да, обязательно пироги.
[С: И всех угощали, да? А правда, что, ну это мы в книжке читали, никто нам как-то не говорил, что столы ставили по всей деревне?]
БАН: Нет. В... Коли мы уж были, столы не ставили по всей деревне. Это раньше вот, коли моей мамы отец был, деда, Василий, деда Василия моего увезли в тридцать седьмом году за то, что он молился Богу.
[С: Да?]
БАН: Вот. За это его и увезли, и он там и погиб. И умер. Не вернулся.
[С: В лагерь?]
С: И не вернулся... Господи, помилуй!
БАН: Да. Так и не вернулся.
[С: Господи, помилуй...]
С: Но он не был священником, он просто был верующим?
БАН: Просто был верующий. Просто был верующий, в Казанскую, вот, ма... я-то... Я ещё и не родилась, в тридцать седьмом году, а я в тридцать девятом родилась, его увезли. За то, что молился Богу. И мама рассказывала. Там у нас посреди деревни, там вот, в конце, была часовенка. Я уж этого... Ну так, немножко, уж я так, чего... Часовенка была. Там и молились.
[С: Казанская, да?]
БАН: Казанская, да, это в Казанской. Это наш праздник. И деда Василий, мама говорила, каждую, каждую Казанскую зарезал этого, ягнёнка, варили в там… там был котёл в этой часовенке, и кормили всех бедных. Нищих.
[С: Кормили всех бедных, и все приходили, знали уже, да?]
БАН: Да, да, да. И вот его увезли. За то, что молился Богу.
[С: Боже мой... Но так он новомученик у вас?]
БАН: Издеватели, кровопивцы.
[С: Да... Дак он у вас новомученик.]
БАН: Да.
[С: Он молится, он святой теперь.]
БАН: Я сказала нашему священнику угорскому ка... сказала, как-то тут он брата у меня отпевал. Говорю: "У нас вот деда вот такой был". Он говорит: "Он там за вас молится".
[С: Да, конечно.]
БАН: Да.
[С: Конечно, уже, уже не Вы должны, а он за Вас молится. Это правда. Боже мой... А когда не стало часовни?]
БАН: Да давно уж её не стало, давно часовни не стало.
[С: Но Вы помните ещё её, да?]
БАН: Я м... я только помню, что тут был... [нрзб] эту часовню уж я не помню. Тут был колодчик, святая вода была, вот это я помню. Колодчик. А потом уж это вот...
[С: Рядом с часовней, да?]
БАН: Рядом, у часовни. Колодчик, вода святая бежала, эти, такие были корытца длинные, и вода бежала. Чистая-пречистая вода была, бежала. А потом уж эти вот... За... и колодчик з... заровняли всё, теперь уж и ничего нет.
[С: И колодчик заровняли.]
БАН: Да. Колодчик заровняли.
[С: А этот источник был, там не говорили, что явилась Казанская икона, нет?]
БАН: Нет, этого ничего не говорили, [только что] Казанская икона у нас явилась на Потоке [Поток — местная святыня, святой источник].
[С: А, на Потоке.]
БАН: Там Поток е... вы бывали на... Не бывали?
[С: Да. Я была один раз, да.]
БАН: Вот там на пот... нет, Владимирская там явилась. Владимирская, там Владимирская явилась.
[С: Владимирская?]
БАН: А Казанская — я не знаю. Не знаю, что-то я этого не помню. Мама говорила, не говорила...
[С: А Владимирская вот явилась на потоке, это давно ведь было?]
БАН: Давно, давно. Давно.
[С: Ещё до Вашего дедушки, да?]
БАН: Да. Давно.
[С: И там вот часовню тогда сделали, да?]
БАН: Там тоже та часовен... ну там-то часовенка была такая... Из ёлочек вот так сложена, сложена, только сейчас чего... Туда тогда ведь запрещали молиться. "Это разве можно"... И деда-то вот всё искали, он все уб... это, убирался, скрывался всё, дак он и осенью, вот мама всё говорила, что в, этой, часовенке там, на Потоке-то... А чего там? Ни, ни тепла, ничего. И он там спал один. По неделе, там.
[С: Потому что его искали, да?]
БАН: Да, всё искали. Как хорошего преступника.
[С: У вас же вот тут было много верующих людей, и как-то не забирали, а вот его забрали.]
БАН: А здешние, и здешние же и... Людоеды и забрали местные.
[С: Да?]
БАН: Дак не, это, вот, в...
[С: Председатель?]
БАН: В той деревне, в Зашильском [Зашильское — деревня в Мантуровском районе, приблизительно в 2 км. от д. Хлябишино], женщина была, тоже её забрали, за богомолье, в, этом, Пестове была.
[С: Тоже забрали?]
БАН: В Пестове была. Марья Андреевна.
[С: И тоже...]
БАН: Тоже её увезли. А с дедом был... С Фелисово, вот там, из Макарьевского района мужчина. Тоже. И, эт... деда-то... И не знали, ведь не писем, ничего, ни... ничего не знали. А этот мужчина шёл, когда его отпустили домой. А у деда уж, у деда не хватило сил, и он там и умер. Вот этот мужчина и рассказывал. С Фелисово. Еха... ехал с дровами из нашей деревни. Муж... му... мужчины. И, а... Раньше ходили, здесь, там у нас, в лесу, в Брантовке [Брантовка — железнодорожная станция приблизительно в 20 км. от д. Хлябишино], был тупик. Там работали эти, военные, солдаты, много рот было. Пилили, в общем, лес, это вот всё... Там ездили, мотовозик ходил. И этот мужчина фелисовский шёл, а, этот, наш деревенский дедушка Павел ехал с дровами. Он догнал его: "А, мужчина! Вы куда везёте дрова? Вы из какой, из деревни или откуда?". Да, из деревни, — он говорит, — я из деревни, из Хлябишино". "Ой, из Хлябишино! А вот мне Хлябишино и надо. В Хлябишине живёт... " Не могу говорить. "Тихомирова Анна Васильевна. Василий Титович — это её отец. И вот я был вместе с ним. Он умер, я его похоронил. Там похоронил я его. Он умер, передайте ей". А дедушка Павел и забыл. И забыл маме сказать. Потом уж чере... это осенью. Потом уж через зиму мама его позвала, вон, стёкла в раму вставлять. Он пришёл уже и был: "Ой, сваха! Я ведь забыл... Вот ведь чего... С, с отцом-то с твоим, ведь я да... этим, мужчиной с Фелисово был, вот он чего рассказывал...". Мама сразу побежала в это Фелисово, а чего, через зиму? И он... И вот уже только похоронили, вот он зиму пожил и тоже умер. Так и... Ничего мама уж и не смогла поговорить с ним сама.
[С: Но только что вот, вот за веру он пострадал.]
БАН: Да.
[С: Действительно, святой теперь человек. Молится за Вас.]