Характеристики текста
Год2021
СобирателиБЭК, ЗАА, ЮМК
Место сбора данных
Костромская область
Мантуровский район
Угоры
Информанты
Данные об инф.
КодСНН
ПолNone
Год рождения1941
Место рождения
Шевелёво
Опросник
Ключевые слова
Библия, Богородица, Богослужение, Вера, Календарь, Книга, Молиться, Народное православие, Пасха, Праздники, Пространство, Святые, Священник, Тихон св., Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 16684
16684
[С: А вот до этого [до 2006 года, когда в Угорах был восстановлен храм] как тут вот молились? Ездили в Унжу [Унжа — село в Макарьевском районе, приблизительно в 25 км. от д. Угоры]? Нам вот говорили, что как-то дома молились.]
СНН: Нет, почему в Унжу? Ну... Да-да-да, когда было закрыто, всё это, молились дома, да.
[С: Собирались, да?]
СНН: Дома бабушки в чьём-то в доме собирались, это вот я хорошо помню, и на праздники м... молились по домам. Я помню эти молитвы, потому что меня с собой мама таскала на эти вечер... службы с бабушками. И чего-то из детства [нрзб]. Что-то вот чуточку отложилось. Зато я среднюю-то школу кончала не здесь, а в… в Унже, там, где город, там, а там пять церквей, и одна церковь была… И одна, две рядом… вот как через дорогу. Вот так. И нас, комсомольцев, туда, упаси меня Боже, а то из комсомола исключат, а то из школы...
[С: Конечно. Да это тогда было очень строго.]
СНН: Ни разу не были. Вот ни разу не была. А когда сюда приехала, храм-то уже был недействующий, и я в храме тоже не была. Потому что окошки были заколочены и дверь заколочена. Дети все лазали.
[С: А в Унже у вас не пускали в храм?]
СНН: Да.
[С: Или наоборот, надо ходи… Не пускали?]
СНН: Да. Не-не, не пускали, да. Учились-то когда?
[С: А там был... Не закрывался ведь храм один, да?]
СНН: Один храм у них... Не, не знаю я, закрывался он или нет, но вот когда я училась, это пятьдесят шестой, седьмой, восьмой, вот эти годы, он был действующий. Работал. Но школьников туда н... не пускали. Но ребята, наши одноклассники, в Пасху-то старались... Там милиция стояла, им нельзя было. Так что я ведь в этом храме… Смешно, конечно, но я в храме до пожара-то не бывала ни разу. В окошко же не полезу я. Двери закрыты, а школьники, мальчишки… мальчишки, они все тут лазали. И по лестницам, и везде туда, и на второй этаж, и на колокольню. Ну вот. Причём плиты лежали, зах... тут же кладбище. Плиты лежали, захоронение.
[... — Разговор о могильных плитах у храма и о сохранности оконных решеток храма.]
[С: Вы вот в этой деревне родились, да?]
СНН: Не-а, я вообще не тутошняя.
[С: Да?]
СНН: Я из-за границы.
[С: Как из-за границы?]
СНН: Я из другого района.
[С: Из Макарьевского [соседний с Мантуровским район Костромской области]?]
СНН: [Соглашается.]
[С: А, и это там вот тоже у вас было, что жители сами молились, когда храм...]
СНН: Да, да.
[С: Да?]
СНН: В Унжу-то вот ходят. Приход-то был вот из т... из той, где я родилась, сюда ходили в приход-то. У нас была книжка, называлась "Духовные ведомости". Тысяча девятьсот седьмого года по тысяча девятьсот восьмой. Но мы её сдали в, этот… В музей мантуровский. Дак вот в, этом… Вёл её священник, эту книжку, и там, в этой книжке, написаны по деревням, вот всё, к... вот деревня, например, Шевелёво [Шевелёво — исчезнувшая деревня, приблизительно в 7 км. от д. Угоры]. Там написаны крестьяне, мещане, военные, всё по, этим, по категориям, по сословиям. И написано, значит, семья вся. Глава семьи, и всё перечислены. И возраст указан. Был ли на причастии, указан. Например, вдовая или солдатка, ил... вот всё-всё указано подробно. Но сказали… М... потом-то покаялись: не надо было сдавать. Потому что люди приезжают искать свою родословную.
[С: А, ищут, да.]
СНН: И… и… и посылать теперь надо в Мантурово.
[С: Ну можно сфотографировать ведь.]
СНН: Дак всё равно не так.
[С: Вс...]
СНН: Там ведь всё каллиграфическим почерком, всё ручкой написано. И там надо, чтобы найти, например, н...
[С: Да...]
СНН: Фамилий-то много повторяется, надо долго сидеть. Я тут искала своих родителей по деревням, долго искать надо. Тысяча девятьсот, и, значит, восьмой год, девятый год, десятый, одиннадцатый. Всё в этой книжке переписано. Население было на начало… На начало двадцатого века здесь было три с половиной тысячи. Жителей. А сегодня — триста человек с чем-то.
[С: В Угорах?]
СНН: В деревнях, во всём приходе. Во всём приходе.
[С: Во всём приходе?]
СНН: Конечно.
[С: Да… Туда, говорят, много народу было.]
СНН: Да.
[С: А Вы знаете, что? Это же вот удивительная вещь, что люди не потеряли веру и молились сами.]
СНН: [Соглашается.]
[С: Вот, собирались. А у вас была вот изба вот постоянная, да?]
СНН: Не-не-не.
[С: У кого, у кого чит...]
СНН: Дак могли, там, у одной бабушки, например, где ведь семья была небольшая, чтобы не мешать там.
[С: То у одних, то у других соб...]
СНН: [Соглашается.]
[С: Ну это в основном на Пасху или на разные праздники?]
СНН: Нет, на разные.
[С: На разные?]
СНН: Угу.
[С: А вот нам сказали, что здесь на Пасху, на Пасху прям ночью собирались. Ну как вот [нрзб], вот как в церкви.]
СНН: Да.
[С: Это и в избе так же, вот там с...]
СНН: Да-да-да. По избам, по деревням собирались, да-да-да.
[С: Собирались и молились там [нрзб]. И ночью обычно?]
СНН: Да. Да, в двенадцать часов начинали службу. Как положено.
[С: А на другие праздники? Там вот на...]
СНН: На другие праздники, наверное, не так. Всё равно было в Пасху... А, а на Пасху всегда...
[С: Ну вот Вы ходили с мамой...]
СНН: Я с мамой ходила на… на праздники, на деревенские праздники. Например, был Тихонов день — значит, ходили молиться. Была Смоленская — ходили молиться. Была Владимирская — ходили молиться, значит, к бабушкам. Они пели там эти молитвы.
СНН: У них всё было в тетради записано, чего после чего, то есть как положено. Потому что там, у мамы у моей были книжки, я, конечно, всё забыла… У меня родители умерли рано, и...
[С: Не сохранилось у Вас?]
СНН: Да конечно нет. Я всё подала. Куда? Куда чего знала, что вот так меня Бог приведёт — из директоров школы в старосты церковные.
[С: Да... Там же, наверное, написано-то ведь всё.]
СНН: Так что вот так.
[С: Да...]
С: А ну вот сейчас, конечно, не помните, что это, молебен они или литургию, они пели, что...
СНН: Ну у нас своеобразная литургия была, конечно, но она была...
[С: Да?]
СНН: Да. Потому что, я знаю, что вот сейчас, например, вот когда, значит, и, не отпевали в церкви, не было, отпевали на дому.
[С: Да...]
СНН: Поэтому у бабушек в тетрадке записано всё как положено. И священнику они показывали тетрадку эту вот. И он сказал: "Всё правильно".
[С: “Всё правильно".]
СНН: Да.
[С: Я вот тоже видела такие тетрадки. И правда, прям вот как сейчас публикуют книжку отпевания, прям вот...]
СНН: Да. Да-да-да-да-да.
[С: Да, так и есть.]
СНН: Да. Так и есть всё.
[С: Да… Просто ну интересно, там, акафисты они или молебны...]
СНН: Да, и акафисты...
[С: И литу... и литургию ведь тоже пели. Просто, видимо, не всё, а вот то, что...]
СНН: Дак да, да. Да, да.
[С: Священника-то нет, литургию без священника — как её? Никак-то...]
СНН: Ну не то что возможно и не то что можно, но пели, а… акафисты читали. Акафисты я знаю, что Николаю Чудотворцу точно читали, у моего отца был даже переписан от руки этот акафист. Я, конечно, ничего не сохранила.
[С: А Вы книжки эти выбросили? Сожгли, да, и… Отдали?]
СНН: Нет, у меня книжки сохранились, Библии. Старые Библии. О... одна Библия на славянском языке, а вторая Библия на русском языке. Старые.
[С: А вот тетрадки имеется в виду, по которым молились.]
СНН: Нет. Н... нет, я-то их не видела. Они, потому что там бабушка основная была, которая там запевала была, это было у неё.
[С: Выбросили? Вашего... А, бабушка в деревне.]
СНН: Не-не-не. Не моя, нет. Да.
[С: Интересно. А и в... и вот, и Библию читали, и Евангелие читали вот на таких вот молитвах?]
СНН: Вот уж я не помню.
[С: Не помните?]
СНН: Этого я не помню. Евангелие, наверное, читали. Должны. А про Библию не знаю. Библия раньше-то дома. Потому что ес... если дома у нас были две Библии, значит, читали их.
[С: Наверное, да.]
СНН: Я помню, что всегда вечером, ложились спать когда, вот мама вставала на коленочки и читала. Я до сих пор-то и пом... и м... молитву потом вспомнила, когда вот тут стали молиться, "Взбранной Воеводе победительная". Я и помню, мама шептала.
[С: Да, правда? Во как.]
СНН: [Соглашается.]
[С: Это удивительно. Такой пример, мне кажется, вот он не в каждом районе, не в каждом... То есть… Я вообще впервые встречаю.]
СНН: Да я думаю, вот те, где моё поколение, вот н... наше, то эт... все потому что... Мать... Родители все были верующие. Не было вот атеистов, все были верующие, это потом уж вот… А, да, самое смешное, когда уж в школу пошли, я… я священнику каялась, говорю: “Я с мамой ещё и грешила, маму н... наводила на беса, что никакого бога нет, все это где-то выдумали вы всё там”, — ну вот [нрзб]...

[С: А вот Ваши родили ездили тут вот в… Все ходили на Поток раньше, да?]
СНН: Да, да-да. И я ходила на Поток, все ходили на Поток, да. Там, в деревне, с...
[С: Да? А Ваша деревня недалеко отсюда, Макарьевский [район]?]
СНН: Да как недалеко?
[С: Была.]
СНН: А, мы ход... я в Шевелёве [Шевелёво — исчезнувшая деревня, приблизительно в 7 км. от д. Угоры], значит, родилась, на границе Мантуровского и Макарьевского [районов].
[С: Не так...]
СНН: Вот. И мы, этот, и… Во Владимирскую — всегда. И до сих пор. Во Владимирскую — всегда.
[С: Да?]
СНН: Со всего района, со всей области, кто з... все знают, все на Поток приезжают.
[С: А Поток — там бывает служба.]
СНН: Я же зде...
[С: Так мне хочется приехать в этом году, но не знаю.]
СНН: Священник приезжает прямо из Унжи [Унжа — село в Макарьевском районе, приблизительно в 25 км. от д. Угоры][... — Дефект записи.] Просто вот так жердями загорожена… [...] Много. [...] Во-во-во. Это всё [нрзб], это всё уже они там сделали, и теперь уже ходят туда. И дорожек [нрзб].
[С: А священник откуда? Он...]
СНН: Священник из Унжи приезжает.
[С: Прямо из Унжи, да?]
СНН: Да.
[С: А народ пораньше, да, приходит?]
С: Отец Ростислав?
СНН: Да, Ростислав, да, Ростис...
[С: Он туда ездит, значит, да?]
СНН: Да-да-да.
[С: Ну говорят, что, это, на Владимирскую он приезжает.]
СНН: Да-да-да, приезжает, приезжает.
[С: Да?]
С: Просто говорили, что вот старый священник, вроде, на каждый праздник ездил, а сейчас поменьше.
СНН: Константин? Я, на каждый праздник, не знаю, но вот на Владимирскую и, наверное, на Троицу отец Константин точно, наверное, приезжал, да.
[С: Константин? Приезжал? А народ собирается раньше, да?]
СНН: Да, раньше, раньше. И накануне, в Иванов день, ходят, и на... И потом... А летом вообще там они стоят, ходят, да.
[С: В Ив… И вообще там весь день ходят, да?]
СНН: Постоянно, летом постоянно народ есть на п... на Потоке. Там постоянно есть.
[С: Ну вот интересно, как вот молились раньше. Потому что, мне кажется, это такой для нас пример. Ещё неизвестно, до чего мы доживём. Хорошо, сейчас храмы открыты. Кто его знает.]
СНН: Да. Да. А почему? Молились там. Я помню, что...
[С: Кто его знает.]
СНН: Я ничего, конечно, [нрзб] не соображала-то ничего, но шла. Значит, там, под, этой, под этим перекрытием шло, служба, там бабушки стояли, остальные все на улице стояли. Это грязь неимоверная была. Я знаю, что там очень грязно, жёрдочки были накиданы.
[С: Да?]
СНН: И там шла служба. Значит, они, они вели самую настоящую службу. Как по записи было у них положено, так они и вели.
[С: Надо же, какие, вот, молодцы. Всё знали.]
СНН: Да.
[С: А вот на... Сегодня вот Живоносный Источник. Иконы праздник. В такие дни не служат, да? И там грязно, наверное, не пройти.]
СНН: Н... не знаю. Может, кто-то и ходит, кто его знает. Ну т... Теперь хорошо туда ходить, потому что там выработка леса шла, и дорога-то хорошая туда. То автобусами, вот на Владимирскую, целые автобусы… Вот с фанерного комбината автобус давали, а… Приезжают, целые-то туда ездят. Народу много собирается во Владимирскую. Очень много.
[С: Интересно. [... — Разговор о том, проезжая ли дорога на Поток.]]
С: Да, удивительно, это такой, конечно, вообще подвиг, что вот ходили же. Опасно было в старые времена, да?
СНН: В старые времена не знаю, почему опасно, а вот в советское время там милиция стояла, на праздники не пускали.
[С: Ну вот, я говорю, в, в смысле, в советские времена.]
СНН: [Соглашается.]