Характеристики текста
Год2024
СобирателиБЕС, ЛГД, ЭАБ, ЯСС
Место сбора данных
Смоленская область
Демидовский район
Петраково
Информанты
Данные об инф.
КодАЕА
Полf
Год рождения1954
Место рождения
Данные об инф.
КодСН
ПолNone
Год рождения2016
Место рождения
Данные об инф.
КодВЗ
Полf
Год рождения2015
Место рождения
Опросник
XXVI 1 а
XXVI 1 б Запишите игровые термины, объяснение их значений.
XXVI 2 а Запишите известные считалки
XXVI 2 б Запишите правила жеребьевок.
XXIV 4 б Что незаконорожденным детям говорили об отце, как объясняли его отсутствие?
XXIV 4 а Как называли незаконорожденных детей?
Ключевые слова
Говорить, Два, Детский фольклор, Игры фольк., Палец, Рука, Считалки, Тело человека, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 16602
16602
[Вы играете во что-нибудь?] [Хором:] Да. [ВЗ:] А в каки́е и́гры? [СН смеется.] [Соб.: Не компьютерные, а для улицы, чтобы с друзьями играть.] [СН:] Так, во что мы игра́ем? [Смеется.] [ВЗ:] Догоня́лки. [А как?] Обы́чно, про́сто вот так, так, ну, бе́гаешь, когда́ вот так вот докоснёшься, зна́чит, он во́да. [Как первого воду выбирают?] На “чи́ки-бри́ки”, ли́бо на “понеде́льник-вто́рник”. [СН одновременно:] Ли́бо… да. [А как на “понедельник-вторник”?] [ВЗ:] Вот так вот берёшь и так вот… [Показывают: встают лицом друг к другу, каждая выставляет перед собой правую руку в кулаке с выставленным наверх большим пальцем. ВЗ обхватывает большой палец СН, ставя свой кулак на ее кулак. См. видео VZ?SN-Schitalka-Dni-Nedely.] [СН:] Понеде́льник, вто́рник, среда́, четве́рг, пя́тница, суббо́та, воскресе́нье. [Называя каждый день недели, СН дотрагивается до одного из кулаков, начиная с верхнего. “Воскресенье” выпадает на кулак ВЗ.] Е́сли… [ВЗ одновременно:] Кто выхо́дит, тот и во́да. [А можете еще раз показать, чтобы мы сняли?] [СН и ВЗ повторяют то же самое.] [СН:] Я ва́да. [А “чики-брики” как?] [ВЗ:] А “чи́ки-бри́ки” так. [Показывают: см. видео VZ?SN-Schitalka-Chiki-Briki. Каждая выставляет перед собой руку ладонью вниз с выставленными указательным и средним пальцами, руки девочек оказываются друг напротив друга.] [СН:] Чи́ки-бри́ки, па́льчик вы́кинь! [Называя каждое слово, СН дотрагивается по очереди до одного из четырех пальцев, идя против часовой стрелки. На слове “выкинь” дотрагивается до пальца ВЗ, ВЗ загибает этот палец.] Чи́ки-бри́ки, па́льчик вы́кинь! [Начинает заново с ближайшего к “выкинутому” пальца, на слове “выкинь” палец, до которого дотрагиваются, загибается.] Чи́ки-бри́ки, па́льчик вы́кинь! [На слове “выкинь” палец, до которого дотрагиваются, загибается. Остается один палец.] Кто остаётся, тот ва́да.